Викия

Убежище

Радиация

18 297статей в Убежище
Добавить новую страницу
Обсуждение33 Поделиться

Gametitle-FO1.pngGametitle-FO2.pngGametitle-FO3.pngGametitle-FNV.pngGametitle-FO4.pngGametitle-FOT.pngGametitle-FOBOS.pngGametitle-VB.pngGametitle-FOBOS2.pngGametitle-FOT2.pngGametitle-FOW.pngGametitle-JES.pngPV13.png
Сеттинг Fallout
Радиация
Radiated.gif

Радиация (англ. Radiation) — явление, свойство окружающей среды в серии игр Fallout.

Описание Править

Ионизирующее излучение (радиация) в мире Fallout — явление, возникшее в результате взрыва множества различных ядерных боеприпасов в ходе мирового вооружённого конфликта, произошедшего в 2077 году и названного впоследствии Великой войной.

Основной долговременный эффект от ядерного взрыва — создание огромного количества радиоактивного материала с периодами полураспада от нескольких дней до тысяч лет. В основном эти продукты происходят из обломков, оставшихся от реакции ядерного расщепления. Второй потенциально важный источник — захват нейтронов нерадиоактивными изотопами как внутри бомбы, так и во внешней среде.

Природа радиации Править

При расщеплении атомы делятся примерно 40 способами, порождая таким образом смесь из около 80 различных изотопов. Стабильность этих изотопов тоже различна — некоторые совершенно стабильны, а некоторые радиоактивно разлагаются с периодом полураспада в доли секунды. Разлагающиеся изотопы могут в свою очередь порождать стабильные и нестабильные дочерние изотопы. Смесь эта быстро становится сложной, в продуктах распада находили порядка 300 изотопов 36 элементов.

Короткоживущие изотопы быстро испускают свою энергию распада, создавая радиационные поля, которые так же быстро и угасают. Долгоживущие изотопы испускают энергию в течение долгого времени, создавая менее интенсивное излучение с более долгим сроком жизни. Таким образом, продукты распада поначалу имеют очень высокий уровень радиации, но с падением этого уровня уменьшается и скорость падения.

За основу можно принять так называемое правило семёрок. Правило гласит, что на каждое семикратное увеличение времени, прошедшего с детонации расщепления (начиная с часа и далее) интенсивность излучения падает в 10 раз. То есть, после 7 часов остаточная радиоактивность распада уменьшается на 90 %. После 7*7 часов (49 часов, примерно 2 дня), уровень снова падает на 90 %. После 72 дней — снова на 90 %, и то же самое для 14 недель. Погрешность на первые 2 недели составляет примерно 25 %, и с определённой точностью может быть применяемо первые 6 месяцев. После 6 месяцев скорость падения уровня сильно возрастает.

Radiated.jpg

Продукты распада представляют гораздо большую опасность, оседая на землю в виде радиоактивных осадков. Скорость их выпадения очень сильно зависит от высоты, на которой произошёл взрыв, и, в меньшей степени, от размера взрыва. Если ядерный взрыв произошёл в воздухе (облако пламени не коснулось земли), то когда испарённые продукты распада охладятся до конденсации и твёрдости, из них образуются микроскопические частицы. В основном их поднимет в атмосферу взрывом, хотя значительное их число осядет в нижних слоях атмосферы из-за конвективного смешивания внутри взрыва. Чем сильнее взрыв, тем быстрее и выше поднимаются осадки, и тем меньше их осядет в нижних слоях атмосферы. Для взрывов в 100 килотонн и менее, сам огненный шар не поднимется выше тропосферы, в которой происходят осадки. Таким образом, в течение нескольких месяцев (обычно быстрее) эти осадки осядут на землю. Для взрывов от мегатонны и далее, шар достигает таких размеров, что достигает стратосферы. Она сухая, и там нет погодных процессов, которые могут опустить радиоактивные осадки вниз. Маленькие частицы осядут в течение нескольких месяцев или лет. Такие долгосрочные осадки к моменту выпадения станут почти безопасными, но распространятся по всей планете. И чем мощнее взрыв (от 100 килотонн и выше), тем большая часть осадков затягивается в стратосферу.

Radsuit.jpg

Взрыв, произошедший ближе к земле (то есть огненный шар коснулся поверхности) засасывает большие объёмы грунта. Земля обычно не испаряется, а даже если и испарится — сформирует крупные частицы. Радиоактивные изотопы осядут в частицах грунта, которые потом быстро упадут на землю. Они оседают от нескольких минут до нескольких дней, создавая зараженные области рядом со взрывом и там, куда их успеет донести ветром, вплоть до тысяч километров от взрыва. Самая сильная радиация создаётся осадками рядом с местом взрыва поскольку и выпадает её там больше, и короткоживущие изотопы ещё не распались. Погода оказывает на это значительное влияние. В частности, дождь может «прибить» активные осадки и создать локализованные очаги радиации. Взрывы, не затронувшие землю, но произошедшие близко к ней, также могут генерировать опасные очаги радиации прямо под собой из-за нейтронной активации. Нейтроны, поглощенные грунтом, создают серьёзную радиационную опасность на несколько часов.

Оружие от мегатонны и выше в основном вышло из употребления, уступив место боеголовкам с меньшим зарядом. Современные боеголовки, за редким исключением, несут заряд от 200 до 750 килотонн. Недавние исследования на сложных климатических моделях показали, что уменьшение мощности заряда приводит к увеличению части осадков, попадающей в нижние слои атмосферы, и, как следствие — более быстрое и массированное распределение радиоактивных осадков по площадям, чем считалось в 60’е и 70’е годы. Уменьшение мощности ядерных зарядов, таким образом, привело к увеличению риска выпадения радиоактивных осадков.

Измерения Править

Рад — единица измерения радиации. Показывает уровень облучения на площади. Убежища оборудованы датчиками, измеряющими уровень радиации. Измерения доводятся до сведения населения с помощью системы публичного оповещения.

В Убежище 101 13 июля 2268 года, система публичного оповещения доложила об уровне радиации — «Уровень радиации на данный момент — 0 рад, как всегда».

Единица «рад» была предложена в 1918 году в качестве меры разрушительного действия рентгеновских лучей; в 1953 году её закрепили в международной системе СГС (сантиметр-грамм-секунда) следующим образом: эта доза эквивалентна поглощению 1 граммом вещества 100 эрг энергии. Похоже, что эта система в мире Fallout благополучно дожила до 2077 года.

В нашем мире вместо радов используются «греи» (Gy) и «зиверты» (Sv) для измерения, соответственно, поглощённой и эквивалентной дозы радиации.

В быту рад является эквивалентом рентгена и бэра. Зиверт и грей являются эквивалентами 100 рад.

Мутации Править

Различные виды мутантов, населяющих пустоши, появились на свет в основном благодаря радиации. Вот откуда взялись богомолы, гекконы, радскорпионы, брамины и разные виды грызунов-мутантов. И именно радиация порождает гулей — напоминающих зомби жертв сильного облучения. В первом Fallout большинство гулей произошло из тех, кто жил после Великой войны в Убежище 12 под городом Бейкерсфилд, более известном как Некрополь. Согласно глобальной программе эксперимента над убежищами, дверь Убежища 12 была сделана так, чтобы не закрываться нормально. Высокий уровень просочившейся в убежище радиации подействовал на обитателей убежища, большинство из которых стало гулями. Вообще во вселенной Fallout сильное облучение убивает людей, но продолжительное облучение превращает их в гулей (существует другое мнение, изложенное в Библии Fallout, что в создании гулей важную роль играет ВРЭ, поддерживая жизнь в гулях, которые без него давно бы умерли от радиации). Также гули совершенно бесплодны[1]. Поколение гулей в пустошах одно — первое и последнее. Преобразование в гуля наделяет жертву очень долгим сроком жизни. Люди, превратившиеся в гулей после Великой войны в 2077 году, были ещё живы в 2241 году, и даже в эпоху Fallout 3 и Fallout 4, примерно между 2277-м и 2287 годом. Также у гулифицированных появился иммунитет к радиации, и она даже оказывает на них исцеляющее воздействие.

Особого значения в довоенном обществе (как видно в Fallout 3) этому не предавали: радиоактивные вещества применялись везде — от автомобильных до ракетных двигателей, батарей ядерного расщепления до светящейся в темноте колы. Общество принимало неизбежную побочную радиацию как данность. Даже «после того, как упали бомбы» обитатели пустошей не испытывают отвращения к радиации. Например, Мегатонна построена вокруг неразорвавшейся атомной бомбы, являющейся для некоторых объектом поклонения.

Ещё одна, на данный момент неподтверждённая теория утверждает, что большинство мутаций во вселенной Fallout произошли из-за заражения ВРЭ теми, кто находился близко к бакам после войны, или из-за того, что вирус пережил ядерный взрыв и был разнесён им по пустошам. В пользу этого говорит и происхождение Гарольда: он был превращён в подобие гуля не радиацией, но дозой ВРЭ (см. способность «Кожа-кора»), и файлы диалогов Гарольда, в которых упоминается его побег из Марипозы. Похоже, что он особенная личность, похожая на гулей, но гулем не являющаяся.

Радиация в играх Править

Fallout, Fallout 2 и Fallout Tactics Править

В Fallout, Fallout 2 и Fallout Tactics за степень радиоактивного облучения организма отвечает специальный скрытый счетчик и связанное с ним состояние лучевая болезнь. Счетчик увеличивается во время пребывания персонажа в радиоактивных местах; характеристика сопротивляемость радиации уменьшает на определенный процент скорость, с которой увеличивается значение счетчика.

Каждые игровые сутки после первого облучения игра проверяет состояние счетчика и выдает игроку соответствующее сообщение. Если счетчик на момент проверки достиг определенного значения, проверка понизит характеристики персонажа. Эти штрафы к характеристикам становятся больше с каждым уровнем лучевой болезни; если характеристика ОЗ в результате очередного штрафа станет равной 0, персонаж умирает. В некоторых случаях можно избежать смерти, поднимая перед очередной проверкой характеристики с помощью баффаута и других медикаментов.

Антирадин позволяет уменьшить значение счетчика; этот медикамент действует на протяжении нескольких часов.

Рад Сообщение СВ ОЗ СЛ ВС ВН ПВ ИН ЛВ
0-149 Вас сильно тошнит. Нет эффекта
150-299 Вас сильно тошнит. После того, как вас вырвало, вы чувствуете легкую усталость. -1
300-449 Вы чувствуете сильную усталость, рвота не прекращается, и время вашего выздоровления увеличивается. -3 -1 -1
450-599 У вас очень сильное кровотечение. Вам ужасно плохо, и у вас выпадают волосы. -5 -5 -2 -1 -2
600-999 У вас сильное и продолжительное кровотечение. Вас рвет кровью. Кожа отслаивается. -10 -15 -4 -3 -3 -3 -1 -5
1000+ У вас внутреннее кровотечение и ужасный понос. Кроме того, у вас вздутие живота и жуткая агония. -10 -20 -6 -5 -5 -5 -3 -6

Fallout 3 Править

Поглощение большей части еды и питья, равно как и попадание в облучённую область, повышает уровень рад, полученных Одиноким Путником. По достижении определённых значений снижается уровень атрибутов S.P.E.C.I.A.L., а при 1000 рад персонаж умирает. На очки здоровья радиация не влияет.

Icon sequence.pngСледующая информация основана на данных, полученных с помощью консольных команд и может конфликтовать с основным каноном.

Если установить количество жизней более 2000, то можно успеть заметить, как здоровье персонажа исчезнет за 2 секунды, так как персонаж не умирает сразу. Просто количество ОЗ не превышает 1000.

Icon sequence.pngКонец информации, основанной на данных, полученных с помощью консольных команд

Влияние дозы облучения на основные характеристики:

Рад Уровень Эффект
0—199 Без эффекта
200—399 Лёгкое радиационное отравление −1 ВНС
400—599 Радиационное отравление средней тяжести −2 ВНС, −1 ЛОВ
600—799 Критическое радиационное отравление −3 ВНС, −2 ЛОВ, −1 СИЛ
800—999 Смертельное радиационное отравление −3 ВНС, −2 ЛОВ, −2 СИЛ
1000+ Фатальное радиационное отравление Смерть (ОЗ: −1000)

Встроенный в Пип-бой дозиметр появляется в правом верхнем углу экрана при облучении. Есть пять основных пороговых значений (200, 400, 600, 800 и 1000 рад) и малая шкала, три деления которой соответствуют 200 рад — то есть 67, 133, 200, 267, 333, 400 и т. д. Статус можно проверить в Пип-бое напрямую, там показан уровень облучения и сопротивляемость радиации.

Также есть и аналоговый дозиметр в левом верхнем углу Пип-боя, но стрелка на нём скачет, и что-то по ней измерить довольно сложно.

Обычно периоды облучения ограничены, только в редких случаях попадаются настолько активные области, что главный герой в них быстро гибнет. В воде с уровнем облучения 1 рад нужно стоять долго, чтобы умереть (16 минут 40 секунд), и в большинстве случаев в радиоактивной воде можно долго плескаться и плавать, чтобы заработать хотя бы 200 рад.

Быстрее всего облучиться можно рядом с главным входом в Убежище 87. Радиация там доходит до 3443 рад в секунду (можно добраться до входа, постоянно поедая антирадин в режиме паузы, но его запас должен быть огромным). Второй по скорости облучения способ — зайти в камеру хранения ГЭКК в Убежище 87. Поначалу там один рад в секунду, но излучение усиливается вдвое каждую секунду, пока не доходит до примерно 400 в секунду, убивая Путника. Прыгнуть в речку с моста в Питт — тоже почти мгновенная смерть, радиация там доходит до 600 рад в секунду. Реакторная яма в сталеплавильне Питта излучает примерно 400 в секунду, но туда попасть можно, только используя игровую ошибку.

Вылечиться от радиации можно:

Fallout: New Vegas Править

Радиация воздействует на Курьера также, как и на Одинокого Путника в Fallout 3.

Вылечиться от радиации можно:

Mbox stub.png
Этот раздел не завершён
Вы можете помочь Убежищу, дополнив его.

Fallout 4 Править

В отличие от предыдущих игр серии здесь уровень радиации не влияет на характеристики Выжившего и прочих существ. Вместо этого она напрямую воздействует на запас их здоровья. Механизм довольно прост: с каждым полученным радом снижается максимальный уровень здоровья, на индикаторе которого в интерфейсе появляется и начинает расти «красная зона», выше пределов которой здоровье нельзя восстановить обычными средствами.

Получение 10 рад — это снижение здоровья на 1%, независимо от того, сколько его было изначально. Таким образом, получение 1000 рад приводит к потере 100% здоровья и смерти.

Как и в прошлых играх, радиацию можно вывести из организма с помощью «Антирадина». Стоит учесть, что процесс занимает некоторое время, а на сложности «Выживание» идёт гораздо медленнее. Также можно избавиться от облучения, посетив врача.

Также в каждом дружественном поселении для вывода радиации можно построить игровой объект  — Обеззараживающую арку.

Примечания:

  • В Fallout 4 радиация — это отдельный тип урона, против которого существует отдельное сопротивление.
  • Некоторое оружие наносит урон радиацией.
  • Длительное воздействие радиации в итоге убивает любых существ, не иммунных к ней.
  • В кратере «Светящееся море» радиация достигает 300 рад/мин, а во время радиоактивных бурь становится ещё сильнее.

Заметки Править

  • В Fallout 3, почти любая грязная лужа излучает как минимум один рад в секунду, тогда как в Fallout New Vegas похожие лужи излучения не имеют вовсе.
  • Если, просматривая Пип-Бой, выпить/съесть что-либо и при этом получить дозу выше 1001 рад, появится сообщение о фатальном отравлении. Это не убьёт протагониста сразу, однако выход из меню Пип-Боя окончится незамедлительной гибелью протагониста, если тот не успел опустить уровень облучения ниже смертельных 1001.
  • Для игроков, предпочитающих ближний бой, способность Рад-регенерация и поддержание облучения на уровне 400 рад могут даже принести некоторую пользу, поскольку потеря Ловкости и Выносливости не будут большой помехой из-за быстрой регенерации конечностей.
  • Если Курьер умрёт от выпитой облучённой воды, можно увидеть ромб с восклицательным знаком — предупреждение о потерянной текстуре.
  • Радиация во вселенной Fallout менее смертельна, нежели в реальном мире. К примеру, обычные симптомы лучевой болезни (тошнота и рвота) проявятся уже при дозе в 1 грей (100 рад). Доза в 4 грея (400 рад) приводит к смерти спустя несколько недель в половине случаев. 6 грей (600 рад) — смерть в 95% случаев. 10 грей (1000 рад) или более — 100%, но не мгновенно; облучение такого уровня приводит к смерти менее чем через две недели. Даже при облучении дозой более чем 300 грей (30 000 рад) понадобится 48 часов прежде, чем наступит смерть.[2][3]
  • Один рад/с равен 315,576,000 миллизиверт/г, Международная комиссия по радиологической защите рекомендует уровень радиации для рабочих на уровне 50 миллизиверт/г и не более 100 в течение пяти лет.

Примечания Править

Викия-сеть

Случайная вики